Экологическая сунна

Отношение к природе

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, на протяжении всей жизни занимался охраной окружающей среды и оставил нам «экологическую сунну», под которой подразумевается его любовь к живым существам и природе, словесное учение об охране природы и животных и непосредственная деятельность в этом направлении.

Наш Пророк, мир ему и благословение, занимался озеленением и умножением саженцев деревьев. Он заботился о превращении в лес места под названием «Зурейбут Тавил» поблизости Медины. Сказав: «Кто срубит здесь одно дерево, вместо него пусть посадит одно дерево», он создал обязательное условие сажать деревья на месте срубленных. Благодаря его усилиям данная местность со временем превратилась в зеленый лес.

Долину в радиусе 12 миль от центра Медины Пророк, мир ему и благословение, объявил запретной (харам) и запретил там рубку деревьев, покос листьев и травы и убийство животных.

На тему озеленения существует ряд хадисов:

«Если мусульманин посадит дерево и посадит пашню, а потом возросшими благами воспользуется одна птица, человек или какое-либо животное, это будет считаться его милостыней (садакой)» (Бухари, Mуслим)

«Kто посадит дерево, тому Аллах зачтет блага в размере урожая этого дерева» (Ахмед ибн Ханбаль)

«Kто посадит и вырастит дерево, тому Аллах посадит дерево в раю» (Ахмед ибн Ханбаль)

 

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, призывал проявлять любовь и чуткость к окружающей среде, восхищаться ее красотой. Он выразил любовь к горе Ухуд следующим образом: «Это любящая нас гора, и мы любим ее» (Бухари)

Также Посланник Аллаха, мир ему и благословение, беспокоился о чистоте водоемов. Множество хадисов посвящено поддержанию чистоты рек и морей. Использование источников воды, берегов рек и застойных вод в качестве туалета является харамом. «Кто использует застойную воду как туалет, тот потом совершит этой водой омовение» (Бухари, Муслим)

Ответственное и заботливое отношение природе — это сунна и, одновременно, садака. Давайте следовать примеру нашего Пророка, мир ему и благословение, и беречь окружающую среду!

Отношение к животным

В детстве Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, как и другие пророки, был пастухом и говорил об этом следующим образом: «Аллах не послал ни одного пророка, который бы не пас овец». Асхабы спросили: «И ты тоже, о Посланник Аллаха?». Он ответил им: «Да, я тоже за определенную цену пас овец жителей Мекки» (Бухари, Ибн Маджа)

Пророк, мир ему и благословение, заботился о благополучии всех животных, а кошек даже принимал за членов семьи. Он настрого запретил применение грубой силы к животным. Нельзя целиться в них при стрельбе, устраивать драки между ними, охотиться ради настроения, использовать капкан при охоте. В хадисах указано, что за причиненные животным мучения человек будет отчитываться перед Аллахом: «От убившего просто так одного воробья, Аллах будет спрашивать в день Воскресения» (Муслим). Ведь каждое создание Аллаха имеет право на справедливое, гуманное и милостивое отношение к себе.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, запретил клеймить животных, проклинать их, разрушать птичьи гнезда и забирать оттуда птенцов; требовал содержать в чистоте тела и сараи домашних животных и очень чутко относиться к их детенышам. Он подчеркнул, что за каждую проявленную доброту к животным будет воздаяние.

Среди основных запретов выделяют также:

Запрет зоофилии. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Семеро, на которых Аллах не посмотрит взглядом милости в День суда и не оправдает их: … человек, который совершает половой акт с животным» (аль-Байхаки)

Запрет на проклятие животных и их избиение. Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Бог проклинает того, кто проклинает животных». Запрещается также ругать, проклинать животных и бить их по морде: «Не бейте животных по морде, ибо они возносят хвалу своему Господу».

Существует предание о том, что имам Зайн ал-Абидин, да будет доволен им Аллах, двадцать, а по другим преданиям, сорок раз совершил паломничество в Мекку верхом на верблюде, ни разу не ударив его хлыстом. В одном из завещаний своему сыну, имаму Мухаммаду аль-Бакиру, да будет доволен им Аллах, он говорил: «О сын мой, я на этом верблюде много раз совершил хадж, но ни разу не бил его хлыстом; и когда он умрет, ты похорони его, чтоб хищники не растерзали труп»

Запрет на забой животного на глазах у его сородича. Однажды Пророк, мир ему и благословение, проходил мимо человека, который, точил нож поставив ногу на бок животному и животное видело это. Тогда Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Ты хочешь чтобы оно (животное) умерло два раза? Разве нельзя было поточить нож до закалывания?!» (Табарани). Даже показывать нож жертвенному животному порицается в исламе, дабы не пугать и не мучить животное

Запрет на разлучение детёныша животного с матерью. Одно из указаний повелителя правоверных Али, да будет доволен им Аллах, сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов - закят] не должен разлучать верблюжонка с его матерью»

Как положено соблюдать права человека в обществе, так и следует соблюдать права животных. Мы несем ответственность за благополучие всего живого на Земле, должны заботливо и милосердно относиться к природе. «К милосердным и Аллах милостиво отнесется. Будьте милосердными к тем кто на земле, чтоб заслужить милость Того, Кто на небесах» (Tирмизи). «Кто не проявит милосердия, к тому не будет проявлена милость» (Бухари, Муслим)

Всевышний ничего не создал без надобности, и человек должен быть справедливым ко всем творениям Аллаха. Доброе, милосердное и ответственное отношение к живым существам — это сунна и садака.

 

См. также: Можно ли убивать насекомых?

InstagramОбратная связьВКонтакте

Поддержать проект