Исламское образование в России

Исламское образованиеСайт "Исламское образование"

  • История
  • Основные этапы
  • Проблемы и тенденции

Исламское образование в СССР

В советское время кадры мусульманского духовенства России в основном готовили в расположенном в Бухаре медресе «Мир-Араб», а также в Исламском институте имени имама Аль-Бухари в Ташкенте.

Исламское образование в России

1988 – становление современной системы религиозного образования в России: открытие медресе «Исмаилия» при московской Соборной мечети

1989 – медресе имени имама Ризаутдина Фахретдина в Уфе

1990 – основание Закабаного медресе (впоследствии Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия ислама). В Дагестане и Чечне к этому времени открылись начальные и средние медресе

В 1990-е годы открывались многочисленные центры по изучению основ ислама

2005 – создание Совета по исламскому образованию, который принял Единый образовательный стандарт по исламскому религиозному высшему образованию. В нём была дана характеристика специальности «Исламское богословие». При получении этой специальности присваивается квалификация «проповедник-богослов (имам-хатыб), преподаватель»

2006 – Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования

2007 – в России насчитывалось 229 мусульманских учебных заведений: 26 высших и 203 средних (зарегистрировано на начало 2007 года было 75 учебных заведений)

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 775-р от 14.06.2007 г. был утвержден План мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама для работы в исламских религиозных объединениях (священнослужителей, преподавателей исламских учебных заведений, служащих аппаратов духовных управлений и издательств) для противодействия дальнейшему распространению радикального ислама

Ступени исламского образования в России

Традиционно в многоступенчатом медресе обучаются 14 лет: три начальных класса (ибтидаия), четыре средних класса (рушдия), четыре класса, подготовительных к высшему (игдадия), и три высших класса (галия).

В некоторых медресе выделяют три ступени образования: «ибтидаия» – начальное образование (5 лет); «санавия» – среднее образование (6 лет); «галия» – высший и завершающий курс (3 года).

Годичный подготовительный курс («тахзирия») не входит в систему обучения.

Начальное религиозное образование

Цель – изучить основы ислама и основные обязанности мусульман.

Форма обучения: начальные школы (мактаб) или курсы при мечетях и религиозных организациях; воскресные или вечерние занятия. Срок обучения: 2-4 года.

Мусульманские средние школы, которые находятся при мечетях, называются медресе. Обучение мальчиков и девочек здесь проходит строго раздельно. Наряду с государственными есть платные частные мусульманские школы. Количество учеников в классе обычно не превышает 15 человек. Учебная нагрузка чередуется с активным отдыхом.

Государственные школы с религиозным (мусульманским) компонентом. Допускается совместное обучение мальчиков и девочек (кроме уроков физкультуры). Наряду с общеобразовательными предметами преподают исламские и этнокультурные дисциплины: основы мусульманской религии, мусульманскую этику, правила чтения Корана, исламское право, исламскую культуру и искусство, историю пророков. Во многих изучают арабский язык. Чаще всего исламские дисциплины не подлежат оценке.

В школьное расписание вместе с уроками включаются намазы (совершение молитв). Учителя женского пола и школьницы обычно носят хиджаб. В столовых традиционных исламских учебных заведений учащиеся получают питание халяль. Дети 5-6 лет могут начать обучение в школе в подготовительном классе.

Выпускники духовных мусульманских школ и медресе получают государственный аттестат и диплом о религиозном образовании. Они могут продолжить образование в средних специальных или высших учебных заведениях.

По материалам сайта: moeobrazovanie.ru

Среднее религиозное и профессиональное образование

Средние специальные медресе и средние колледжи – дневные или вечерние занятия. Срок обучения: 2-4 года. Учебный год делится на 2 семестра. Возраст учащихся – 16-35 лет.

В одни мусульманские колледжи принимаются только юноши, в другие – только девушки, а в некоторых и те, и другие обучаются вместе. В остальном, от абитуриентов исламских колледжей или медресе, как правило, требуют наличие полного или неполного среднего образования и иногда религиозного.

Учебную программу составляют такие дисциплины, как Коран, тафсир (толкование Корана), акида (исламское вероубеждение), фикх (мусульманское законоведение), сира (жизнеописания пророка Мухаммада ﷺ), иностранные языки: английский, арабский, турецкий и национальный (татарский, казахский и т.д.).

Обучение, проживание в общежитии, питание в столовой студентам предоставляются бесплатно.

Выпускники исламских колледжей и средних специальных медресе получают диплом о среднем исламском образовании по специальности «Шариатские науки» или «Коранические науки». В дальнейшем они могут выполнять функции имама-хатыба в мечети (только мужчины), заниматься просветительской работой, религиозным обучением детей и молодежи, работать в социальной сфере. Некоторые колледжи присваивают квалификацию учителя иностранного (арабского) языка. В некоторых колледжах девушки могут обучиться на поваров, а юноши – на газоэлектросварщиков и водителей категории B, C.

По материалам сайта: moeobrazovanie.ru

Высшее религиозное образование

Цель – подготовка религиозного служителя высшего звена в мечети, сотрудника духовного управления, преподавателя религиозного учебного заведения. Высшие мусульманские медресе и исламские институты – очная/дневная, вечерняя или заочная форма обучения. Срок обучения – 4-5 лет.

Высшее образование мусульманской направленности можно получить в исламских институтах и/или высших медресе. В высшие медресе принимаются выпускники 9 и 11 классов. Они зачисляются по результатам вступительных испытаний. Подготовиться к сдаче вступительных экзаменов можно на специальных курсах, которые обычно организуются при медресе. Хорошо подготовленным абитуриентам могут предоставить возможность поступить сразу на 2 или 3 курс.

Юноши и девушки в медресе обучаются раздельно (иногда только на первых 2-3 курсах). В некоторые медресе девушки могут поступить только на заочное отделение.

Основные специальности: «Исламский шариат и арабский язык» и «Исламские науки и воспитание». Все выпускники могут работать преподавателями шариатских дисциплин, преподавателями основ ислама, преподавателями арабского языка или переводчиками с арабского языка. Выпускники-мужчины могут стать еще и имам-хатыбами и муэдзинами.

Кроме диплома о высшем религиозном образовании выпускники медресе часто получают диплом о среднем специальном образовании по какой-либо светской специальности (например, «Пчеловодство»).

По материалам сайта: moeobrazovanie.ru

Светское высшее образование с исламскими компонентами

Исламские университеты, созданные благодаря духовным управлениям мусульман – дневная, вечерняя и заочная формы обучения. Срок обучения – 4 года (бакалавры), 5 лет (специалисты).

В университетах можно получить как духовное («Коранические науки» и «Шариатские науки»), так и светское образование по специальностям «Теология», «Лингвистика», «Культурология», «Регионоведение», «Искусство и гуманитарные науки».

Выпускникам мусульманских вузов выдается диплом бакалавра по соответствующей специальности. Кроме этого они получают диплом о высшем религиозном образовании и дополнительную специальность «Имам-хатыб, преподаватель основ ислама» (только мужчины).

Наряду с общегуманитарными и языковедческими курсами в исламских вузах преподают такие религиозные дисциплины, как: акида (исламское вероучение), таджвид и тафсир (чтение и толкование Корана), ахляк (исламская этика), фикх (мусульманское законоведение), тасаввуф (суфизм), история ислама, воспитание в исламе, призыв к исламу (правила и методы приобщения народа к исламу).

Поступающие в данные вузы не обязательно должны быть мусульманского вероисповедания. Возрастные ограничения тоже существуют не везде. Абитуриент должен иметь полное среднее, среднее специальное образование или высшее образование. Основанием для поступления являются результаты ЕГЭ или вступительные испытания. Поступающим на религиозные специальности наряду с другими документами понадобится еще и рекомендация имама, заверенная печатью мусульманского религиозного объединения.

Специалистов «с мусульманским уклоном» в России готовят несколько светских вузов: Пятигорский лингвистический университет, Московский лингвистический университет (по специальности «переводчик-арабист»), Казанский федеральный университет, Нижегородский госуниверсистет, Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, а также религиозные учебные заведения – Российский исламский институт в Уфе и Московский исламский университет. В ближайшее время начнет работу Северо-Кавказский исламский университет в Нальчике. С углубленным знанием ислама выпускают философов и богословов, юристов, учителей, переводчиков, политологов, работников культуры.

Источник: http://www.antiterror.kz/islam/news_2013-03-03-21-11-31-436.html

Тенденции

Исламское образование в России является важным стратегическим направлением внутренней и внешней политики государства. По согласованию с Управлением внутренней политики Президента РФ в 2012 году разработана Концепция развития исламского образования.

По информации www.islamsng.com

Проблемы

По словам президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, одна из наиболее серьезных проблем – подготовка духовных лиц российского мусульманского мира. Сегодня большая их часть проходит обучение в Объединенных Арабских Эмиратах, Египте, Тунисе, Турции, Омане, Катаре.


Российские вузы не выпускают достаточное количество мусульманских священнослужителей, а выпускники иностранных нередко придерживаются радикальных течений ислама. Как отмечает первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов, на программу подготовки специалистов с углубленным знанием ислама Минобрнауки ежегодно выделяет 100 млн рублей, но большая часть средств достается светским вузам, а религиозные получают лишь 20 млн в год. На эти средства невозможно закупать пособия, оборудование и отправлять студентов на стажировку.

Светские вузы не выпускают хорошо подготовленных специалистов по исламу. По качеству образования те, кто обучался в России, уступают студентам, учившимся за рубежом. За годы действия программы российские вузы выпустили около 300 дипломированных специалистов с углубленным знанием ислама. Но из них трудоустроились в системе духовных управлений и религиозных институтов лишь 10%. По мнению Мухетдинова, деятельность светских учебных заведений можно было бы считать эффективной при трудоустройстве хотя бы 50% выпускников.

- По большому счету до 70% действующего мусульманского духовенства в нашей стране необходимо менять, – говорит зампредседателя Совета муфтиев России. – Это главы местных общин, особенно в селах, престарелые люди под 70-80 лет, пенсионеры, которые из-за отсутствия кадров вынуждены тянуть эту непомерную ношу, стоять во главе общины. Некому хоронить, отпевать, венчать. Кадры нужны в огромном количестве, и в основном не богословы, а имамы-хатыбы, которые могут произнести проповедь и знают основополагающие принципы ислама.

По словам Мухетдинова, академической программой магистратуры и бакалавриата могла бы стать программа Института стран Азии и Африки. Что же касается обязательных религиозных дисциплин, то Мухетдинов высказал надежду, что их согласуют с Советом муфтиев.

По материалам: В России создадут единое исламское высшее образование (2013 г.)

InstagramОбратная связьВКонтакте

Поддержать проект